Опасность появления дефектов при современном производстве сведена к минимуму – это предусмотрено уже самой технологией изготовления. Она относится к достаточно развитым, поскольку спрос на данную продукцию чрезвычайно широк, а используется она на очень ответственных участках. Тем не менее, человеческий фактор полностью устранить не удается, тем более при наличии большого количества этапов изготовления. Отсюда и возможности появления дефектов.
Данная статья предназначена для того, чтобы осветить этот вопрос подробней и описать основные категории встречающихся недостатков.
Для начала нужно разделить все эти повреждения на 2 категории. Они разделяются по своему происхождению, то есть, могут появиться на этапе:
Производства. Причиной этого является нарушение технологии создания.
Эксплуатации. Причина – чрезмерное механическое воздействие, предусмотреть и устранить которое не всегда получается. Это воздействие (в виде, например, ударов и высоких нагрузок) оказывается чрезмерным и нарушает структуру изделия. Среди причин может оказаться и менее заметное, но столь же разрушительное воздействие окружающей среды (бактерии, грибки, ведущие в биологической коррозии и потере эксплуатационных характеристик изделия).
Все эти недостатки могут быть как скрытыми, незаметными при поверхностном осмотре, так и явными. Если с явными все достаточно просто, они обнаруживаются визуально, то для нахождения скрытых используется специальная диагностика. Также они могут определяться по некоторым признакам.
Дефекты, которые появляются уже после этапа производства, могут быть получены при разных условиях – как при транспортировке, так и во время монтажа. Установка сама по себе является довольно сложным процессом, во время которого при стыковке блоков ЖБИ и ух установке друг на друга может случиться нежелательный контакт, ведущий к повреждениям.
Очень важным признаком повреждения является возможность его устранения. Если продукт не сможет быть восстановлен, он теряет свои эксплуатационные свойства.
Например, появление трещин небольших размеров относится к устраняемым повреждениям. Они могут появиться и при производстве, и уже в процессе эксплуатации. Такое повреждение после корректной обработки не влечет за собой существенных последствий и не изменяем эксплуатационные характеристики изделия. Они заделываются с помощью специальных смесей, предназначенных для таких целей.
К таким дефектам относятся также сколы и подобные им проявления, которые не могут привести к потере прочности материала либо механических характеристики продукта.
С неустранимыми дефектами дело обстоит намного сложнее. Очень часто они выражаются в повреждениях арматуры. Например, это может быть смещение каркаса либо недостаточность его покрытия бетоном. Появляются такие дефекты во время производства и чаще всего они не используются при установке, поскольку выбраковываются уже на этапе проверки производителем. Но это при условии, что он является добросовестным поставщиком. Если же эти такое изделие все-таки применяется при монтаже, его использование приводит к серьезным проблемам.
Достаточная величина трещин и сколов также делает их неустранимыми , поскольку они свидетельствуют о том, что такой материал при получении ожидаемых нагрузок будет разрушаться и дальше. То же самое можно сказать и по отношению к проявлению биологической коррозии. Изделия с такими повреждениями не допускаются к эксплуатации.
Причиной появления таких недостатков является несоблюдение рецептуры при создании смесей либо нарушение строительных норм.
Возможно получение повреждений уже в процессе строительства. Причиной в данном случае может быть чрезмерная нагрузка, применяемая к изделию, его падение с высоты и т.д. Поскольку такие нагрузки превышают расчетные, то и могут привести к необратимым последствиям.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что на любом этапе работы с ЖБИ, как при производстве, так и при транспортировании, хранении и установке, требуется особенное внимание к соблюдению всех необходимых предосторожностей.