Еще несколько лет назад это направление курировал Росстандарт.
Представители Минпромторга России рассказали корреспонденту ТАСС о том, что контроль за строительными материалами может возобновиться. Текущее положение дел неприемлемо, так как рынок наводнила некачественная продукция, которая в годовом исчислении превысила уже 300 млрд рублей.
До середины 2021 года строительный рынок контролировался Росстандартом. Однако со временем в силу вступили поправки на законодательном уровне, в силу которых и были упразднены полномочия ведомства. Уже весной текущего года в ходе очередного заседания Президент России поручил разработать и предоставить ему предложения по внедрению риск-ориентированного мониторинга на государственном уровне. Такие поправки обеспечили бы соблюдение технических требований на промышленные товары. Задача разработать проект поставлена до начала осени текущего года. Представители Минпромторга отметили в интервью ТАСС, что на данный момент на повестке находится законопроект по возврату полномочий, которыми был наделен Росстандарт, а именно контролю за обращением товаром промышленного сегмента. Сюда же относятся и строительные материалы.
Если рассматриваемая инициатива Минпромторга будет одобрена, органы государственного контроля получат полномочия по восстановлению регулирования строительных материалов, подпадающих под определенные технические регламенты, а также товара который находится в едином перечне по обязательной сертификации и наличию декларации соответствия. Законопроект внедрит корректировки в существующее законодательство по части возврата постоянного государственного надзора в сфере строительных материалов.
Весной текущего года была опубликована информация об объеме строительных материалов, которые на данный момент не контролируются. Данные поступили в Общественную палату от пятнадцати отраслевых компаний. По данным статистики, речь идет почти о 2 трлн рублей каждый год. Только за 2021 год представители отрасли оценили фальсификат более чем в 300 млрд рублей. Товары, подпадающие под тринадцать технических регламентов, оказались вне федерального государственного регулирования. Ситуация оценивалась по стоянию на лето 2021 года.
С комментариями выступил генеральный директор ассоциации в сфере трубопроводных материалов. Владислав Ткаченко отметил, что продукция данного сегмента остается без надзора примерно на 40 трлн рублей ежегодно.
По части строительных материалов страдают те заказчики, которые не обладают возможностями в проверке продукции на качество. В свою очередь, в государстве нет соответствующих инструментов по проверке строительных материалов на качество. В итоге нерадивые производители продолжают выпускать товар, который не соответствует установленным стандартам качества.
Внедренное предложение по регулированию было положительно оценено в том числе и исполнительным директором общества производителей цемента.
Дарья Мартынкина отметила, что производители, чья продукция не регулируется на государственном уровне, продолжают наращивать объем некачественного цемента, что имеет серьезные последствия, в виде риска здоровью граждан, сокращению госбюджета от того, как ведут себя нелегальные производители. В свою очередь, страдают и честные производители, которые теряют большую долю рынка.
Актуальной является проблема и в сфере кабельно-проводниковой продукции. Глава общества производителей кабеля Максим Третьяков положительно отозвался о необходимости вернуть госнадзор за оборот строительной продукции. Также он выступил с альтернативным предложением. Он убежден, что исполнение полномочий необходимо возложить на стройнадзоры. Они могут проводить инструментальный входной контроль выборочно. Он отметил, что одного только документального контроля на данный момент недостаточно, так как по внешним признакам отличить оригинальный кабель от подделки не представляется возможным. Одновременно с этим, поставщикам не составляет труда оформить корректные документы на товар.